ГЕНИЙ ПРОШЛОГО - КЛИМТ

 

ГЕНИЙ ПРОШЛОГО - КЛИМТ




Климт Гюстав (1862-1918)

Густав Климт родился 14 июля 1862 года в венском пригороде Баумгартенс. Он был вторым ребенком не слишком удачливого гравера Эрнста Климта и его жены Анны, урожденной Финстер (всего в семье было семь детей). У мальчика рано обнаружился дар к рисованию и в 1876 году он, блестяще выдержав вступительные экзамены, поступил в венскую Художественно-промышленную школу.
Все дети Климтов отличались завидными художественными способностями. В той же Художественно-промышленной школе учились младший брат Густава Эрнст (к сожалению, рано умерший) и старший брат Георг, впоследствии ставший довольно известным мастером. Он, кстати, позже не однажды делал изумительные рамы для картин Густава, исполняя их в стилистике самих полотен.
Густавом и Эрнстом школа гордилась. Будучи еще студентами, в 1879 году, они вместе со своим соучеником Францем Матчем объединились в своеобразную художественную «команду», быстро получившую известность. В 1880 году это «трио» (ни одному из его членов не исполнилось еще и 20-ти лет) пригласили расписать павильон минеральных вод в Карлсбаде (теперь это чешский город Карловы Вары).
В 1883 году молодые художники открыли в Вене собственную мастерскую. Поначалу мастерская получала заказы от провинциальных городов тогдашней Австро-Венгрии, но скоро юными мастерами заинтересовалась и столица. Вена в те времена активно перестраивалась, стараясь стать вполне имперским городом. В центре города на расчищенных площадях разбили величественный бульвар Рингштрассе. Вдоль бульвара возводили помпезные здания - в том числе и повое здание национального театра («Бургтеатр»). В 1886 году Климтов и Матча привлекли к его оформлению. К 1888 году они изобразили сцены из истории театра на тимпане фронтона и плафонах главных лестниц.
Уже в 1890 году последовало новое, не менее престижное, предложение - поработать в венском Художественно-историческом музее. Роспись лестниц музея была начата известным художником Гансом Макартом (1840-1884), но не закончена из-за его преждевременной смерти. Молодым людям предстояло завершить этот труд. Они в то время преклонялись перед Макартом и, приступив к работе, почувствовали себя его наследниками. В психологическом отношении это был очень плодотворный опыт.
Получив хорошие деньги за выполнение этих заказов, Густав и Эрнст Климты и Франц Матч первым делом расширили свою мастерскую, намереваясь развить общий успех. Это произошло в 1892 году, а в конце этого года неожиданно умер Эрнст Климт. От «трио» остался лишь «дуэт». Густав взял па себя попечение о 28-летней вдове Эрнста, Елене Флёге, и его дочери. Годом раньше скончался отец художника - приходилось заботиться еще и о матери. Впрочем, его материальное положение позволяло не слишком беспокоиться по поводу будущего, денег на все хватало.
Около этого времени Климт сблизился с сестрой Елены Флёге, Эмилией, владелицей дома моды. Их связь продлилась на всю жизнь. Многие считали их мужем и женой, однако есть основания полагать, что отношения между художником и Эмилией всегда оставались только платоническими. При этом сексуальная жизнь Климта протекала весьма бурно. У него было много любовниц, причем не только из числа позировавших ему натурщиц, но и из вполне приличного общества. После смерти художника (ни разу, к слову, официально не женатого) четырнадцать человек объявили себя его незаконнорожденными сыновьями и дочерьми. Четверым из них удалось доказать родство, и они получили свои доли в наследстве Климта.
В 1894 году Матч и Климт получили заказ на роспись Большого зала Венского университета. Работа осложнилась из-за разногласий, возникших между бывшими друзьями. В результате каждый из них взялся за отдельные картины. Вскоре Матч покинул мастерскую.
Споры Климта и Матча были вызваны их художественными расхождениями: Матч оставался верен традиционной живописи, в то время как Климт напряженно искал новые пути. Многое он воспринял от импрессионизма, символизма и модернизма, стремительно сменявших друг друга на европейской художественной арене, и считал, что австрийская живопись окончательно застряла в прошлом. Ему хотелось свежего воздуха. В 1897 году Климт вместе со своими единомышленниками поднял бунт, основав венский Сецессион - группу, в которую вошли революционно мыслящие художники. Он же стал и президентом Сецессиона.
Климт буквально на глазах превратился из солидного живописца, обслуживавшего консервативную публику в лидера австрийского авангарда. Первую работу, выполненную в рамках выполнения полученного заказа на оформление Венского университета, он показал лишь в 1900 году на выставке Сецессиона. Картина называлась «Философия». За ней должны были последовать «Юриспруденция» и «Медицина». «Философия» вызвала споры. Восемьдесят семь профессоров университета обратились в Министерство образования с письмом, обвиняющим Климта в том, что он «выражает неясные идеи с помощью неопределенных форм», и требующим отозвать у него заказ. В том же году эта картина получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
Показ незавершенных «Юриспруденции» и «Медицины» на выставке Сецессиона в 1903 году окончателыю испортили репутацию художника в добропорядочной среде. Многие находили его «Медицину» откровенно порнографической, а «Юриспруденцию» обвиняли в «зауми». Раздраженный нападками Климт вернул в 1905 году полученный от Министерства образования аванс и оставил свои работы у себя. Позже он продал их в частные руки - в годы Второй мировой войны все три картины сгорели.
Г. Климт " Адель Блох-Бауэр" 1907 После разразившегося скандала художник больше никогда не «связывался» с государством. Художественная свобода была ему дороже. Никогда он больше не писал и монументальных полотен, обратившись к созданию небольших по формату аллегорических картин для частных собраний. Наиболее же активно он работал в жанре портрета. Помимо этого, Климт много занимался орнаментальной живописью.
Склонность к некоторому минимализму (в том, что касается размера работ) позволила Климту получить заказ от бельгийского промышленника Адольфа Стокле на оформление его нового дома в Брюсселе. Это был самый крупный в жизни художника заказ - выполняя его, он создал знаменитый «Фриз Стокле».
Жил Климт очень скромно. За границу (да и то ненадолго) он выезжал всего несколько раз в жизни, большую часть времени проводя в Вене и покидая ее лишь для того, чтобы отдохнуть несколько летних недель на озере Аттерзее, в Австрийских Альпах. Несмотря на то, что художник отличался крепким телосложением, любил плавать и заниматься греблей, прогрессирующая депрессия вынуждала его ежегодно, начиная с 1912 года, ездить на воды. Дома Климт жил вместе со своей матерью. Ежедневно он увлеченно работал, иногда далее забывая про обед. Политикой он совершенно не интересовался, и, кажется, не слишком обратил внимание на грянувшую мировую войну.
Крах Австро-Венгрии в этой войне совпал с закатом жизни художника, чье творчество обозначило «золотой век» в истории венской живописи. 11 января 1918 года Климта постиг удар, после которого он уже не оправился. Скорбное дело довершила страшная эпидемия гриппа, разразившаяся в Европе. 6 февраля 1918 года Климта не стало.


Эротические рисунки Густава Климта

(483x599, 47Kb)
В мастерской Климта в любое время дня находились девушки, которые ждали в соседней комнате на случай, если бы он задумал их нарисовать. Франц Серваез, художественный критик, современник художника, отмечал: "Его окружали загадочные, обнаженные женщины, которые в то время как он молчаливо стоял перед мольбертом, прохаживались по мастерской, потягиваясь, оглядываясь вокруг, наслаждались жизнью. При этом они всегда были готовы исполнить приказ хозяина и стоять неподвижно, когда он ухватывал позу или движение. Или вдруг что-то взывало к его чувству прекрасного, и он запечатлевал это в рисунке".

Климт зарисовывал буквально все что делал. Порою для одной картины делалось более сотни рисунков, каждый из которых отличался какой-нибудь деталью - частью туалета, драгоценностью или жестом. Они грудами валялись в его мастерской, а обожаемые им кошки имели обыкновение рвать их. К несчастью, большая часть его блокнотов с рисунками была уничтожена не кошками, а пожаром в квартире Эмилии Флёге.

Удалось спасти только три альбома. Рисунки, которые сохранились, показывают изнутри оригинальный художественный подход Климта. В картинах обнаженность и сексуальность прикрываются, почти заточаются в орнамент и драпировки, чтобы затем, с танталовыми муками быть частично приоткрытыми.

А в рисунках эротизм проявляется открыто, без грима. Даже при жизни, многие критики считали его рисунки самыми ценными его работами, но их мог видеть лишь ограниченный круг лиц. В отличие от Шиле, который зарабатывал в основном графикой, доходы Климта базировались только на живописи. Для него рисование было необходимым подготовительным процессом или своего рода расслаблением, свободным выражением самого себя без ограничений живописи маслом.

Рисунки Климта не только показывают его мастерство рисовальщика, но и выявляют его эротическую озабоченность и сексуальную свободу, которые вступали в противоречие с закрытым пуританским обществом, в котором он жил.

В этих рисунках нет никаких намеков на видимые временные или пространственные реалии. Это просто женщины, сами по себе. Те самые, которые, как ранее описывалось, ходили обнаженными по его мастерской. Он их рисует всего лишь одним росчерком, избегая внутренней моделировки или затемнения их тел, почти всегда привлекая внимание к их гениталиям или к грудям, используя перспективу, взгляд из объектива, искажение форм, или другие формальные приемы.


Создан 05 окт 2008



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Bookmark and Share Я в контактах ~ ~ ~ МИХАЭЛЬ : КАРТИНЫ, ФОТОГРАФИИ , ДИЗАЙН МИХАЭЛЬ : КАРТИНЫ, ФОТОГРАФИИ , ДИЗАЙН